
В законную силу вступили Единые правила в области защиты прав потребителей, утвержденные Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства (далее - Единые правила), которые являются гражданско-правовым актом и изложенные в них нормы должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.
Единые правила подлежат прямому применению на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, при этом национальное законодательство в области защиты прав потребителей теперь применяется в части, не противоречащей Единым правилам. То есть в случае противоречия между положениями Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Единых правил, приоритет будут иметь положения Единых правил, как документа прямого действия и высшей юридической силы.
Исходя из этого, хозяйствующие субъекты в своей деятельности, связанной с потребительскими правоотношениями, должны применять положения указанных правил, в том числе при рассмотрении претензий потребителей.
Следует отметить, что в Единых правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей, и помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним теперь отнесены также и физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее исполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца, т.е самозанятые граждане.
Едиными правилами введено общее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция», которая подразумевает под собой товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
Также в Единые правила включено новое понятие - «цифровой продукт», под которым понимаются в том числе аудиовизуальные отображения, фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату).
В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены также поставщики - оптовые продавцы, что может помочь потребителю в ситуации, когда, например, продавшего некачественный товар продавца уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. В данном случае у потребителя есть право требовать возмещение от оптового продавца - поставщика, продавшего товар отсутствующему розничному продавцу.
Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и продажи товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов.
Так, согласно Единым правилам продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе.
Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причем в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
Конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7 дней.
На продавца и исполнителя возлагается обязанность соблюдать права потребителей в том числе при реализации продукции без взимания платы (например, в маркетинговых и рекламных целях).
Расширена сфера ответственности маркетплейсов, которые теперь обязаны обеспечить соблюдение требований Единых правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, а также обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции.